Определяемая неопределенность

У меня есть мысль, что Господь Бог, просто Бог и то, как называли Его вне и до Библии, есть определение мыслящим человеком того, что не подвластно определению, того, что сверх понимания. В пе­р­вую очередь — Небес.

Но! Вопрос остается открытым, как понимать, как мыслить того, кто назван Богом?! Для меня лично весь ужас и вся красота ситуации в том, что Бог неопределим, не выводим, максимум — подразумеваем. В не­го можно верить, но — невозможно до­ка­за­ть. Он другой! До­ка­зать можно то, что эмпирически наблюдаемо или внутренне мысли­мо. А Бог не наблюдаем и немыслим. Повторюсь, Он по­д­ра­зу­ме­ваем в том, что видится и в том, что о Нем мыслится. И в том, что ощу­ща­ется человеком, что опознается как присутствие божества.

Проблемой не выступает Бог, если вообще уместно говорить о «про­бле­ме». Все дело в человеке, в его окружении, в том мире ко­торым он живет. В его восприятии мира и в самой способности тела и сознания (подсознания) воспринимать. Плюс, социальный фактор, опыт поколений и собственный опыт человека.

Человек развивается, его представление об окружающем мире, понимание мира, меняется. Граница определенного расширяется, расширяя границу неподвластного определению. В связи с этим изменяется подразумеваемое под словом «Бог». То, чем Он был три тысячи лет тому назад для тогдашнего человека, совсем не то, чем Он стал сегодня для нынешнего.

Бог ветхого завета и нового завета предстает перед читателем в разных ипостасях. Они разные даже в рамках одного и того же завета — ветхого. И все-таки читатель идентифицирует пре­д­ста­влен­ные ипостаси как одну и ту же сущность, как одного и того же Бога. Особенно это касается христиан.

Почему читатель идентифицирует именно так? Потому что 66 книг собраны под одной обложкой? Или читателя с детства, юности или зрелого возраста научили так делать? Или есть что-то еще? А может поступать так ошибочно?

Есть мысль, что Господь выбрал один народ для того, чтобы в этом мире была возможность идентифицировать Его по конкретному, эмпирически наблюдаемому признаку — т. н. евреям. Почему на протяжении подавляюще большей части ветхого завета упоминаемый Бог идентифицируется как одно и то же «лицо»? Возможно, потому что речь всегда о Боге одного и того же народа.

— Бог евреев — а! ну все понятно.

Это как с Зевсом, или Ра, или Мардуком (если посложнее). Всегда одинаковы ассоциации, если слушатель грамотный.

Один Бог — один народ!

Когда процесс глобализации (формирования сверхобщества) за­ко­н­чи­т­ся, для данного высказывания образуется идеальная почва. Интересно, какой Бог победит?

Метки:

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s


%d такие блоггеры, как: