КАЗУС

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ, ПЕРВАЯ

Древнеиндийская лингвистическая традиция, насчитывающая свыше 2500 лет, является наиболее древней. Она возникла в ре­зу­ль­та­те потребности в сохранении точного про­и­зно­ше­ния свя­щен­ных гимнов — Вед, а также нормализации са­н­скри­та — единого литературного языка Древней Индии.

Ф. М. Березин. История лингвистических учений.
Москва, Высшая школа, 1975. стр. 5, первый абзац.

Очень важно, для дальнейших размышлений, принять во внимание причину возникновения «лингвистической традиции».

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ, ВТОРАЯ

После древних индийцев по эволюционной шкале развития язы­ко­зна­ния стоят греки, арабы и…

Всѣ книги ВЗ, начиная съ древнѣйшихъ и оканчивая послѣдними по вре­ме­ни, если не принимать въ расчетъ нѣкоторыхъ очень не­зна­чи­те­ль­ны­хъ измѣненій въ грамматическихъ формахъ и стилистическихъ особенностей, въ лингвистическомъ отношеніи стоятъ на одной почти степени ра­з­ви­тія.

Не подлежитъ никакому сомнѣнію, что всѣ книги ВЗ были написаны од­ни­ми согласными и что нынѣшнее произношеніе священныхъ текстовъ, осо­бе­н­но относительно гласныхъ и ударенія, основывается на преданіи, какъ было утверждено оно учеными евреями не ранѣе какъ около 7-го столетия по РХ., по средствомъ основанной ими системы пунктуаціи.

Первые опыты грамматическихъ построеній были сдѣланы евреями, по примѣру арабов, около 10-го вѣка по РХ.

Еврейская грамматика В. Гезениуса. СПб 1874

Аарон сын Моисея (Бен-Ашер) (10 в. н. э.) был автором огласовки знаменитого Алеппского кодекса. Особое значение этой рукописи заключается в том, что именно она была при­з­на­на Маймонидом — крупнейшим авторитетом сре­д­не­ве­ко­во­го иудаизма — об­ра­з­цо­вой; к ней восходит вся да­ль­не­й­шая еврейская (иудейская) традиция ветхозаветного текста.

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ, ТРЕТЬЯ

Гезениус так же делит эволюцию языка на два века — золотой и се­ре­б­рян­ный — до Вавилонского плена и после него. Вернёмся в тот период, за одной деталью.

…в 538 году до н. э., персидский царь Кир (старошумерское «кир» — земля) разрешил иудеям, которых вавилоняне после разгрома Иудейского царства в 587 году до н. э. переселили в Месопотамию, вернуться на родину и создать там привилегированную гражданско-храмовую общину. (…) Для иудейского общества возникновение подобной общины обозначало резкий разрыв с предшествующей традицией государственности, которая олицетворялась в облике све­т­ско­го правителя-царя. К власти пришло жречество.

Во главе с…

…книжник Ездра (Эзра), происходивший из династии пе­рво­свя­щен­ников — потомков Аарона и имевшего репутацию «книжника, сведущего в учении Моисея, который дал Яхве, бог Израиля»

И…

Согласно преданию, Учение (тора) первоначально было «дано» Израилю «еврейским (т.е. древнейшим, за­им­ство­ван­ным у финикиян. — И. Ш.) письмом и на священном (ев­рей­с­ком. — И. Ш.) языке», а позже, «в дни Ездры», «ассирийским (т.е. арамейским квадратным. — И. Ш.) письмом и на арамейском языке». (Санхедрин, 21б)

Илья Шолеймович Шифман
ВЕТХИЙ ЗАВЕТ И ЕГО МИР, Политиздат, 1987

Итак. Еврейское языкознание возникло в средние века. Самым по­сле­д­ним в упомянутой эволюционной шкале. Индуистское, гре­чес­кое и арабское языкознание развивалось параллельно текстуальным нуждам этих цивилизаций. И только с иудеями случился казус. Их священный текст пережил несколько реформ. Древнюю, до Ездры, когда тексты были записаны древним письмом. Ка­га­ль­ную, во время Ездры, когда письмо поменялось. Рав­ви­нис­ти­чес­кую, когда, канон был собран в Ямни. И масоретскую. Но, язы­ко­зна­ние возникло у них только в средневековье, параллельно с работой масоретов.

Может что-то не так с хронологической таблицей возникновения, развития и редактуры иудейских священных текстов?

Повторюсь. Индуисты занимались языкознанием па­рал­ле­ль­но ра­бо­тая со священными текстами. Философы занимались язы­ко­зна­нием, составляя корпус классических работ. Гомерчика, к примеру. Арабы занимались им параллельно с формированием Корана и хадисов. И только иудейское языкознание возникло в отрыве от про­из­вод­ства, эдак на тысячу лет позже…

Иногда меня посещает крамольная мысль, что «от Моше до Моше не было никакого Моше»?

Метки:

Один ответ to “КАЗУС”

  1. Тарас Says:

    Да, Моше не было.
    Даже авторы тех книг, в переводе которых я принимал участие, слишком оптимистичны.
    Все библейские тексты написаны в промежутке времени 4 век до н.э. — 1 век н.э.
    Что касается Пятикнижия, то здесь полная неожиданность. Последние археологические данные вместе с текстуальными данными указывают на то, что Пятикнижие имеет самаритянское происхождение и датировано 3-2 веками до н.э.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s


%d такие блоггеры, как: