Иисус в Исламе

Об Иисусе Христе (ар. ʽИса ал-Масих, из евр. Машиах — Мессия, «помазанник», греч. синоним χρίστός) в Коране рассказывается больше, чем о ком-либо из других пророков. Некоторые коранические эпизоды взяты из апокрифических евангелий (в частности, из так называемого «Евангелия детства Христа»), но, вероятно, не непосредственно, а из устных рассказов христиан (неправославных, еретиков), с которыми общался Мухаммад. Представления Мухаммада об Иисусе довольно противоречивы. С одной стороны, Мухаммад отвергает христианское учение об Иисусе как о богочеловеке, сыне божием, второй ипостаси триединого бога; для Мухаммада Иисус — только «сын Марии»,46 только «раб» (ʽабд) бога,47 один из шести высших пророков — посланников.48 С другой стороны, Коран признает непорочное зачатие Иисуса девой Марией и рассказывает об этом примерно так же, как рассказано в евангелии;49 зачатие Иисуса, по Корану, произошло по единому слову бога: «будь» (ар. кун);50 Иисус «есть слово (калима) его (бога), низведенное им в Марию, есть дух (рух) его (бога)».51 Согласно с Евангелием в Коране рассказывается о Захарии и Иоанне Крестителе, но Мария, мать Иисуса, смешивается с Марией, сестрой Моисея и Аарона; поэтому Мария, мать Иисуса, названа в Коране дочерью ʽИмрана (библейский Амрам).


В Коране нет евангельского рассказа о распятии и воскресении Иисуса, а вместо того рассказывается, что иудеи хотели убить Иисуса, но не убили, ибо бог спас его, а вместо него распяли другого, похожего на него.52 Этот рассказ вызвал впоследствии многочисленные комментарии мусульманских теологов. Согласно одной из легенд, вместо Иисуса был распят Симон Киренейский. Коран признает вознесение Иисуса и приписывает ему разные чудеса, о которых не говорится в канонических евангелиях, но которые фигурируют в апокрифическом «Евангелии детства Христа»: он заговорил тотчас после рождения, в детстве лепил из глины птичек и оживлял их и т. д.

Согласно Корану, пророческая миссия Мухаммада была предсказана Иисусом: «Сыны Израиля! Я посланник божий к вам, подтверждающий Закон, который в руках у вас, и благовествующий о посланнике, который придет после меня, которому имя Ахмед».53 Это место Корана основано на каноническом Евангелии от Иоанна, где Иисус обещал верующим пришествие Параклета.54 Мусульмане полагают, что здесь текст Евангелия был искажен: вместо παράχλητος, (Параклет, греч., «утешитель») следует, мол, читать περιχλειτός (Периклит, греч., «славный», т. е. синоним арабского имени Ахмед = Мухаммад.

Введение культа Иисуса в ислам и утверждение Корана, что предсказанный Иисусом Параклет есть не кто иной, как Мухаммад (это казалось правдоподобным), привело к тому, что после завоевания арабами Сирии, Египта и особенно Северной Африки и Испании многие христиане там охотно принимали мусульманскую веру, тем более что военные успехи арабов в VII-VIII вв. побуждали современников думать, что арабам покровительствует сам бог.

<…> От христиан перешла к мусульманам и была ими переработана легенда о ложном Христе, или Антихристе (ар. ал-Масих ад-даджжаль — «ложный Мессия», или попросту ад-Даджжаль — «обманщик»), который должен появиться перед «концом мира» и действовать как слуга дьявола и враг бога и всех верующих. <…> Он воцарится на всей земле, откроет страшное гонение на всех верующих и будет разрушать храмы. Однако, его царствование продлится всего 40 дней, после чего он будет низвергнут и убит Махдием, обновителем веры, посланным богом (первоначально Махди отождествлялся с Христом, позже Махди представляли особым лицом). Вслед за тем будет второе пришествие Иисуса, за которым последуют воскресение всех ранее умерших64 и «Страшный суд» над всем человечеством — над живыми и мертвыми. Суд откроет Иисус, который тут же засвидетельствует, что он никогда не называл себя богом и что христиане извратили его учение.


46 Коран, III, 40 и во многих других местах.
47 Там же, XLIII, 59.
48 Там же, IV, 156, 169 и в других местах. Ислам признает высшими из пророков-посланников библейских лиц: Адама (ар. Адам), Ноя (ар. Нух), Авраама (ар. Ибрахим), Моисея (ар. Муса), Иисуса Христа (ар. ʽИса ал-Масих, т. е. Мессия); к ним из доисламской легенды присоединены ещё Шуʽайб, Худ и Салих; последним из посланников признан Мухаммад. Из Корана совсем не видно, чтобы Мухаммад ставил себя выше прежних «посланников», которых он признавал своими предшественниками, особенно Авраама, Моисея и Иисуса. Но впоследствии мусульмане стали чтить Мухаммада как высшего из посланников, и культ прежних посланников в исламе был отодвинут на задний план культом Мухаммада.
49 Там же, III, 37-43.
50 Там же, III, 42.
51 Там же, IV, 169.
52 Там же, IV, 156; некоторые комментаторы понимали это место иначе: распяли подобие Иисуса, т. е. призрак, созданный богом для того, чтобы обмануть врагов Иисуса. В этом мнении, может быть отразились верования христианских еретиков-докетов, утверждающих, что распятие Иисуса было призрачным.
53 Коран, LXI, 6 — имя Ахмед по значению то же, что Мухаммад, образовано от того же корня — «хвалить», «славить»; отсюда Ахмед — «хвалимый», «славный»; Мухаммад — «прославленный».
54 Евангелие от Иоанна, XVI, 7.
64 Труба архангела Исфраила, по верованиям мусульман, должна возвестить наступление Судного дня.

Петрушевский Илья Павлович
Ислам в Иране в VII-XV веках
Курс лекций
Издательство Ленинградского университета
1966


Борис Деревенский ЕВАНГЕЛЬСКИЙ ИИСУС В МУСУЛЬМАНСКИХ ИСТОЧНИКАХ в библиотеке Кротова.

Метки: , , , , ,

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s


%d такие блоггеры, как: