ЧТО ТАКОЕ ДЖИХАД?

В исламе рано сложилось учение о пяти «столпах веры». Эти пять «столпов» (ар. аркан, мн. ч. от рукн) следующие: исповедание веры — шахада (ар. «свидетельство»); молитва — салат (ар., мн. ч. салават; перс. синоним намаз); пост — саум (ар.: ср. евр. som); обязательная милостыня — закат (ар.); паломничество — хаджж (ар.) в Мекку в храм Каʽбу.

Помимо этого ислам возлагает на верующих ещё одну религиозную обязанность, которая хотя и не вошла в число пяти «столпов веры», но на практике приобрела в истории ислама не меньшее значение. Это — «война за веру», «священная война» — джихад или газаʼ, газва, мн. ч. газават. Учение о джихаде сложилось постепенно. Зародыш этого учения мы видим в мединских сурах Корана, появившихся в связи с военными действиями мединских мусульман против мекканских язычников и иудейских племен Медины. Идея джихада приобрела новое значение в эпоху арабских завоеваний (приблизительно 632-751 гг.); она стала орудием завоевательной политики халифата. И хотя экспансия халифата, как и его последующие войны, а затем войны мусульманских государств, возникших на развалинах халифата, с немусульманскими странами, вызывалась экономическими и политическими причинами, а религия играла здесь чисто служебную роль, к таким войнам неизменно применялась постепенно разработанная мусульманскими законоведами теория джихада.

С точки зрения этой теории, весь мир разделяется на «область ислама» — дар ал-ислам, иначе «область веры» — дар аддин, и «область войны» — дар ал-харб. «Область ислама» — это всякая страна, находящаяся под властью мусульманского права (хотя бы даже большинство населения здесь и не было мусульманским). Первоначально «область ислама» совпадала с границами халифата, позднее так именовали все мусульманские государства. «Область войны» — это все страны, населенные немусульманами — «неверными» или хотя бы и мусульманами, но находящимися под властью «неверных» правителей.99 Некоторые мусульманские школы законоведов признают ещё третью категорию земель — «область мира» — дар ас-сульх. Это — немусульманские страны, управляемые немусульманскими государями, признавшими себя вассалами и данниками мусульманского государства; такими в средние века были, например: Грузия и Нубия. В теории считается, что с немусульманскими государствами «области войны» мусульмане находятся в состоянии постоянной войны; допускается лишь заключение временного перемирия на срок до 10 лет.100

Мусульманское право признает разные категории «неверных» (ар. кафир, мн. ч. кафирун, или куффар, первоначально «неблагодарный [богу за ниспосланный дар — откровение]»,101 затем терм. «неверующий, неверный, немусульманин»).102 Более снисходительно мусульманские законоведы относятся к «людям писания» (ахль ал-китиб). Ими в Коране названы иудеи, христиане и сабии, которым в свое время было ниспослано писание через пророков. «Сабии» — термин довольно неопределенный. Впоследствии спорили, кого под ними следует понимать. Возможно, что это были ханифы или гностическая секта мандеев, иначе мугтасилов, в Ираке, существующая и в наши дни.103 По отношению к «людям писания» мусульманское право допускает веротерпимость, но только в том случае, если они подчинятся, признают себя подданными мусульманского государства и обяжутся платить подать для иноверцев — джизйа. Такие «неверные» в мусульманских государствах составляют особую категорию подданных — зиммиев (ар. ахль аз-зимма — «люди, находящиеся под защитой [мусульманского государства]»), лично свободных, но политически бесправных, ограниченных отчасти и в гражданских правах. Если же иноверцы отказываются подчиниться, то с ними следует вести «войну за веру», как с прочими «неверными» — зороастрийцами и «идолопоклонниками». Однако на практике те же положения, какие применялись к зиммиям, были вскоре распространены и на зороастрийцев и индуистов (разумеется, только в том случае, если они покорялись), хотя в теории зиммиями могли быть только «люди писания», но никак не язычники.

Участие в «войне за веру» шариʽат признает обязательным для мусульман, но опять-таки только для тех, кто практически в состоянии в этой войне участвовать. Она, следовательно, необязательна для бедняков, которые не могут приобрести лошадь и оружие или не могут оторваться от своего хозяйства, необязательна и для немощных, калек, стариков, женщин, рабов.

Разные школы мусульманского законоведения спорили о том, следует ли понимать под «войной за веру» всякую войну с «неверными» (как полагал Абу Ханифа, основатель-эпоним ханифитской школы фикха) или только войну оборонительную, когда сами «неверные» нападают на мусульман (как полагали остальные суннитские школы и как, по-видимому, думал сам Мухаммад). Но так как большинство мусульман-суннитов в наши дни следует за ханифитской школой, то под «войной за веру» обычно понимается всякая война с немусульманами — «неверными».

О «войне за веру» в исламе сложилась потом целая литература. Отбросив спорные пункты, основные положения её можно изложить так. Начиная войну с «неверными», имам (в данном значении — глава мусульманской общины и в то же время светский государь) должен сперва предложить им принять ислам. Но это требуется сделать только один-единственный раз. Предположим, если войны с одним и тем же немусульманским государством, например с Византией, в VII-X вв. повторялись, то не нужно было каждый раз посылать проповедников и предлагать принять ислам. Затем, когда война начинается, «неверным» предоставляются три возможности. Они могут принять ислам и стать «братьями по вере». Если с ними будут потом вестись войны, это уже не будут «войны за веру». В принципе считается, что мусульмане друг с другом не должны воевать, разве только в том случае, если одна сторона неправа; на практике, конечно, было не так. Вторая возможность: «неверные» могут не принимать ислам и остаться при своей вере, но с тем условием, что признают себя подданными мусульманского государства, признают свое неравноправное, приниженное положение и обяжутся уплачивать специальную подушную подать, перейдя в разряд зиммиев. И, наконец, третий выход для «неверных», с которыми ведется «война за веру», — это бороться, сражаться до конца.

Главные, основные правила «войны за веру», в отношении которых мусульманские богословы согласны (есть ряд мелких правил, относительно которых разные школы, различные толки дают разное решение), следующие.

Во время «войны за веру» в «области войны» можно убивать мужчин,104 но ни стариков, ни детей, ни женщин убивать нельзя; не разрешается также убивать монахов-отшельников; но если они живут, например, в городских монастырях, тогда их убивать можно. Мужчин, если только они заранее не подчинились и не признали себя зиммиями, мусульманские войска могут либо убивать, либо брать в плен — по желанию. Женщин и детей разрешается брать в плен, они составляют часть военной добычи. VIII сура Корана освящает право на военную добычу и указывает порядок ее раздела. Мусульманские полководцы нередко читали эту суру перед боем для того, чтобы возбудить энтузиазм воинов. Под военной добычей понимается всякое захваченное мусульманами во время джихада движимое имущество, но отнюдь не земли, которые в теории должны становиться собственностью всей мусульманской общины, т. е. практически поступать в распоряжение государства. Следовательно, военная добыча могла состоять из скота, коней, разного рода ценностей, золота, серебра, монеты, одежды, тканей, а также из пленников обоего пола.

Военная добыча делилась таким образом: первоначально воин-конник получал по сравнению с пехотинцем и всадником-верблюжатником тройную долю, потому что коней у арабов до ислама было очень мало (только потом, в период завоеваний, лошади появились в большом количестве); позднее конные воины получали двойную долю, пешие — одинарную. Предварительно, до раздела, 1/5 часть всей военной добычи — «пятина» (хумс) выделялась в пользу потомков пророка и его соратников, бедняков, сирот и т. д. Но практически она поступала целиком в распоряжение имама, т. е. главы государства, либо натурой, либо в денежной сумме, высчитанной по стоимости отдельных предметов. Остальная же военная добыча делилась указанным выше образом.

В числе прочей военной добычи в раздел шли также люди — пленники. Правда, в теории имам имел право не только обратить их в рабство и пустить в раздел между воинами, но и отпустить за выкуп, выменять на мусульманских пленников либо даже отпустить без выкупа. Последнее первоначально почти никогда не практиковалось. В позднем средневековье такие случаи бывали, но всё же редко. Как общее правило, пленников-немусульман обращали в рабство и делили между войском. Эта традиция «войн за веру» была связана с тем, что в феодальном обществе стран Ближнего и Среднего Востока очень долго сохранялись рабовладельческий уклад и его пережитки.


99 Однако, по мнению многих мусульманских законоведов, особенно в новейшее время, мусульманские страны, завоеванные «неверными», например страны, ставшие колониями европейских государств, нельзя рассматривать как «область войны», ибо «немусульманский образ правления там — аномалия; его следует терпеть только до тех пор, пока нет возможности сопротивляться ему».
100 Этот срок может быть продлен путем возобновления договора о перемирии.
101 Такое понимание слова кафир мы находим в Коране (XVI, 57, 85; XXVI, 18; XXX, 33).
102 Термин гебр (п.) — «зороастриец», потом также «неверный вообще» (отсюда турец. гяур, гявур), иного происхождения, нежели кафир, но получил то же значение.
103 О них см. ст.: W. Brandt. Mandaeans. — В статье приведена библиография. В IX в. под категорию сабиев были подведены условно язычники Харрана (древние Карры) — единственного города в Верхней Месопотамии (ал-Джазира), где до XI в. сохранялось старинное эллинистическое язычество.
104 Все нижеследующие правила распространяются как на воинов, так и на мирных жителей в «области войны».

Глава III. Коран

<…> В мединский период в ислам была введена идея священной «войны за веру» с его врагами как религиозный долг мусульман, а вместе с тем идея законности присовения верующими военной добычи, отнятой у врагов.66 При этом введение института «войны за веру» приписано Иисусу и его апостолам.67


66 Коран, II, 212, 245; также большая часть суры VIII; ср.: IX, 5; LIX, 6 и сл.
67 Там же, LXI, 14.

Петрушевский Илья Павлович
Ислам в Иране в VII-XV веках
Курс лекций
Издательство Ленинградского университета
1966

Метки: , , , ,

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s


%d такие блоггеры, как: