Кто не имеет удела в будущем мире?

ТАЛМУД: МИШНА И ТОСЕФТА
Санhедрин, гл. 10.

1 Весь Израиль имѣеть удѣлъ въ будущем мірѣ, ибо сказано (Ис. 60,21): «и народъ твой весь будетъ праведный, навѣки наслѣдуеть землю, — отрасль насажденія Моего, дѣло рукъ Моихъ, къ прославленію Моему».

А какія лица не имѣютъ удѣла въ будущемъ мірѣ?

Кто говоритъ, что нѣтъ воскресенія мертвыхъ [изъ (т.е. на основаніи) Торы] и что Тора не отъ Бога («Неба»), и эпикуреецъ. Р. Акиба говоритъ: также кто читаетъ (будучи чтецомъ въ синагогѣ) внѣшнія (не признанныя) книги и кто, нашептывая на рану, говоритъ (Исх. 15,26): «не наведу на тебя ни одной изъ болѣзней, которыя навелъ я на Египетъ, ибо Я — Господь, цѣлитель твой». Абба Саулъ говоритъ: также, кто произноситъ Имя буквами его.

2. Три царя и четыре частныхъ человѣка не имѣютъ удѣла въ будущемъ мірѣ. Три царя: Іеровоамъ, Ахавъ и Манассія [р. Іуда говоритъ: Марассія имѣетъ удѣлъ въ будущемъ мірѣ, ибо сказано (2 Пар. 33,13): «и помолился (Манассія) Ему, и Богъ преклонился къ нему и услышалъ моленіе его и возвратилъ его въ Іерусалимъ на царство его». Ему возразили: Онъ возвратилъ его на царство, а не къ жизни будущаго міра]; четыре частныхъ человѣка: Валаамъ, Доикъ, Ахитофель и Гіезій.

3. Поколѣніе потопа не имѣетъ удѣла въ будущемъ мірѣ и не станетъ на Судъ (по воскресеніи мертвыхъ), ибо сказано (Быт. 6,3): «не вѣчно Духу Моему судить человѣка»: для нихъ нѣтъ ни суда, ни Духа (оживляющаго).

Поколѣніе столпотворенія не имѣетъ удѣла въ будущемъ мірѣ, ибо сказано (Быт. 11,8): «и разсѣялъ ихъ Господь оттуда по всей землѣ»: «разсѣялъ ихъ» — въ мірѣ семъ; «оттуда» — въ мірѣ будущемъ.

Жители Содома не имѣютъ удѣла въ будущемъ мірѣ, ибо сказано (Быт. 13,13): «жители же Содомскіе злы и весьма грѣшны передъ Господомъ»: «злы» — въ мірѣ семъ, «грѣшны» — въ мірѣ будущемъ; но они станутъ на Судъ. Р. Неемія говоритъ: ни тѣ, ни другіе на Судъ не станутъ, ибо сказано (Пс. 1,5): «потому не встанутъ нечестивые на Судъ, и грѣшники — на собраніе праведныхъ»: «не встанутъ нечестивые на Судъ» — это поколѣніе потопа; «и грѣшники на собраніе праведныхъ — это жители Содомскіе. Ему возразили: они не встанутъ на «собраніе праведныхъ», о встанутъ на собраніе нечестивыхъ.

Соглядатаи не имѣютъ удѣла въ будущей жизни, ибо сказано (Числ. 14,37): «сіи распустившіе худую молву о землѣ умерли, бывши поражены предъ Господомъ»: «умерли» — въ этомъ мірѣ, «бывши поражены» — для міра будущаго.

Поколѣніе пустыни не имѣетъ удѣла въ будущемъ мірѣ и не станетъ на Судъ, ибо сказано (Числ. 14,35): «въ пустынѣ сей всѣ они погибнутъ и тамъ перемрутъ», — слова р. Акибы: р. Эліэзеръ говоритъ: о нихъ сказано (Пс. 50 (49),5): «соберите ко мнѣ святыхъ Моихъ, вступившихъ въ завѣтъ со Мною при жертвѣ».

Общество Корея не взойдетъ (вы выйдетъ изъ земли), ибо сказано (Числ. 16,33): «и покрыла ихъ земля» — въ этомъ мірѣ, «и погибли они изъ среды общества» — въ мірѣ будущемъ, — слова р. Акибы; р. Эліэзеръ говоритъ: о нихъ сказано (І Сам. 2,6): «Господь умерщвляетъ и оживляетъ, низводитъ въ преисподнюю и возводитъ».

Десять колѣнъ не вернутся, ибо сказано (Втор. 29,27(28)): «и повергъ ихъ на другую землю, какъ сей день»: подобно тому, какъ «сей день» уйдетъ и не вернется, такъ они ушли и не вернутся, — слова р. Акибы; р. Эліэзеръ говоритъ: подобно тому, как сей день стемнѣетъ и снова разсвѣтетъ, такъ и десяти колѣнамъ, которымъ Онъ сдѣлалъ темно, Онъ сдѣлаетъ свѣтло.

[13,4] Грешники из евреев, грешившие (лишь) «собственным телом», равным образом грешники из народов мира, грешившие «собственным телом» (т.е. сами, не вводя в грех других людей), нисходят в геенну и подвергаются мукам двенадцать месяцев, а по прошествии двенадцати месяцев душа их уничтожается, а тело сжигается, и геенна извергает его в виде пепла, и ветер рассеивает его и разбрасывает под ноги праведников, как сказано (Малах. 3,21 (4,3)): «и будете попирать нечестивых, ибо они будут прахом под стопами ног ваших в тот день, который Я сделаю, говорит Господь Саваоф. [13,5] Мины же, вероотступники, доносчики, эпикурейцы, равно как отрицающие Тору, удаляющиеся от общественных путей, не признающие воскресения мертвых, лица, сами грешившие и других в грех вовлекавшие, лица, «распространившие ужас в земле живых» (см. Иез. 32, 24-32), и лица, простершие руку свою на Зевул — пред всеми этими геенна запирается, и они подвергаются мучениям веки вечные, как сказано (Ис. 66,24): «и будут выходить и увидят трупы людей, отступивших от Меня: ибо червь их не умрет и огонь их не угаснет»: преисподняя уничтожится, а они не уничтожатся, как сказано (Пс. 49,15): «и создатель их уничтожит преисподнюю»; а что навело на них все это? что они простерли руку свою на Зевул, как сказано (там же): «от Зевула ему», а Зевул — это Храм, как сказано (1 Цар. 8,13): «я построил Тебе дом Зевула».

[13,12] Десять колен не имеют удела в будущем мире и не воскреснут для будущего мира, ибо сказано (Втор. 29,27(28)): «и извергнул их Господь из земли их в гневе, ярости и великом негодовании» — в этом мире — «и поверг их на другую землю» — относительно мира грядущего. Р. Симон сын Иуды из Кефар-Акко говорит: слова «как сей день» показывают: если их дела (чисты), как сей день, они придут, а если нет, — они не придут. А наши учителя сказали (вар.: а Рабби сказал): и те, и другие имеют удел в будущем мире, ибо сказано (Ис. 27,13): «и будет в тот день: вострубит великая труба, и придут затерявшиеся в Ассирийской земле» — десять колен, «и изгнанные в землю Египетскую» — поколение пустыни, и те, и другие «поклонятся Господу на горе святой в Иерусалиме».

Метки: , , ,

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s


%d такие блоггеры, как: