Видевший Авраама

Филон Александрийский в трактате «О предварительных исследованиях», 99, характеризует Мелхиседека как интуитивного (αὐτομαθῆ) и обучившего самого себя (αὐτοδίδαϰτον) первосвященника. В трактате «Об Аврааме», 235, Филон называет его «великим священником (т. е. первосвященником. — И. Т.) Бога Величайшего». Комментируя текст Быт. 14:18-20, он приводит ряд сведений, отсутствующих в библейском рассказе. В частности Филон пишет, что Авраам вернулся после битвы с коалицией царей, не потеряв ни одного человека. Мелхиседек воздел руки к небесам в молитве и принес победные жертвоприношения за всех участников сражения. Он возрадовался победе Авраама над коалицией царей, как будто это была его собственная победа; и так оно и было на самом деле, ибо «дела друзей ведутся сообща», особенно дела добрых людей, чья общая цель — угождать Господу. [33] В трактате «Аллегорическое истолкование», III, 79-82, Филон, также комментируя текст Бытия, замечает, что Бог поставил Мелхиседека священником и «миролюбивым» (εἰρηναῖον) [34] царем изначально, так что он не имел предшественников в священстве и царственности. Здесь же александрийский еврейский философ рассматривает Мелхиседека как репрезентацию Логоса, как воплощенный Логос. [35] В этой связи заметим, что Филон, описывая полиморфические деяния Логоса, обозначает последний как: человек или тень Бога, образ Бога, орудие Бога, пастырь вселенной, кормчий, архангел или глава ангелов, соправитель Бога, первосвященник (άρχιερεύς) вселенной, первородный сын Бога (πρωτόγονος υίὸς τοῦ Θεοῦ), заместитель Бога, второй Бог, и даже Бог (Θεός). [36] Воплощаясь в истинного человека, Логос становится некоей средней божественной природой, высшей, чем человеческая, и низшей, чем Божественная, будучи не рожден как человек, не нерожден как Бог, но являясь серединою, касающейся обеих их природ и соединяющий их в себе, началом и источником мудрости и доброй деятельности, истинным первосвященником Бога, ходатаем и посредником (μεσίτης), молящимся перед Отцом своим за страждущий род человеческий, искупителем и спасителем (σωτῆρ) человечества, благодаря связи с которым дух единственно и удостаивается трансцендентного существования.

<…> В свете идеи Филона о воплощении Логоса в Мелхиседеке можно попытаться истолковать зафиксированную в Ин. 8:56-58 загадочную фразу Иисуса — воплощенного Логоса-Слова относительно того, что он «есть» «прежде, нежели был Авраам», и что он виделся с Авраамом, и последний «возрадовался» этому (ср.: Филон Александрийский. Об Аврааме, 235, где автор замечает, что Мелхиседек и Авраам были друзьями и радовались успеху друг друга). Возможно, в данном тексте скрыт намек на то, что Логос-Слово, прежде, чем воплотиться в Иисусе («стать» им), воплощалось в Мелхиседеке. [49]

И. Р. Тантлевский. МЕЛХИСЕДЕК И МЕТАТРОН
в иудейской мистико-апокалиптической традиции

[33] Как замечает Ф. Л. Хортон, «существует возможность того, что здесь Филон основывается на традиции о Мелхиседеке, отсутствовавшей в источниках Еврейской Библии».

[34] В Евр. 7:2 титул «царь Салима» интерпретируется как βασιλεὺς είρήνης (царь мира).

[35] Вообще Филон неоднократно идентифицирует первосвященника с Божественным Логосом; см., например, трактаты «О странствовании Авраама», 102; «О бегстве и обнаружении», 108 и слл.

[36] В трактате «О снах», I, 299, Филон, комментируя Быт. 3:3, замечает, что Священное Писание (здесь имеется в виду текст Септуагинты) обозначает истинного Бога, т. е. Верховного Отца, с помощью (определенного) артикля (διὰ τοῡ ᾄρθρου) — ὁ Θεός, а «Бога» в иносказательном смысле (ἐν ϰαταχρήσει), т. е. Логос Божий — без такового, просто как Θεός. Не исключена возможность, что та же идея выражена в имплицитной форме в Ин. 1:1: «В начале было Слово (т. е. Христос до воплощения. — И. Т.), и Слово было с Богом (имеется в виду Бог-Отец. — И.Т.), и Слово было Бог». Ср.: Ориген. Комментарии на Иоанна, II, 12-22.

[49] Ср. Быт. 14:18-20 и Евр. 7:1-11.

Метки: , ,

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s


%d такие блоггеры, как: